Федеральные государственные образовательные стандарты
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 “Закона об образовании”.
Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов основного общего образования второго поколения (ФГОС ООП ООО) – заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования, повышении качества образования, достижении новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Какие требования выдвигает новый стандарт?
Стандарт выдвигает три группы требований:
1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы
2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы
3. Требования к структуре основной образовательной программы
Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу:
1. Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностные качества;
2. Метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями;
3. Предметными, включающими освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формируются в терминах «выпускник научится…», что является группой образовательных требований и «выпускник получит возможность научиться…» , не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования. Стандарты второго поколения предусматривают 10 часов внеурочной деятельности для учащихся во второй половине дня. Внеурочная деятельность – это занятия с учащимися через час после окончания основных уроков.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. №1642 Об Утверждении Государственной программы Российской Федерации “Развитие Образования”
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) – утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413
Действующие федеральные государственные образовательные стандарты актуализированы Минпросвещения России:
Минпросвещения России изданы приказы, которые имеют отложенную силу:
1. Приказ Минпросвещения России от 22.01.2024 N 31 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования” вступает в силу с I сентября 2024 года;
2. Приказ Минпросвещения России от 27.12.2023 N 1028 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования” вступает в силу с 1 сентября 2024 года;
3. Приказ Минпросвещения России от 19.02.2024 N 110 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования” вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
— Приказ Министерства просвещения РФ от 16.11.2022 г. № 992 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования” (читать)
— Приказ Министерства просвещения РФ от 16.11.2022 г. № 993 “Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования”(читать)
— Приказ Министерства просвещения РФ от 23.11.2022 г. № 1014 “Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования”(читать)
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (читать)
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (читать)
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (читать)
Ссылки на приказы :https://fgosreestr.ru/educational_standard
Ссылки
- Министерство просвещения Российской Федерации
- Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
- Российское образование
- Портал ФГОС высшего образования
- Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерство образования и науки российской федерации Правительство Санкт-Петербурга. Комитет по образованию
- Петербургское образование
- Методическая коллекция
- Материалы ФГОС
- Документация по ФГОС для ОВЗ
Школьная документация
Приказ об организации введения обновленных ФГОС СОО
Приказ Об организации введения федеральных основных образовательных программ
Приказ Об организации введения обновленных ФГОС
Приказ Об утверждении плана-графика по введению обновленных ФГОС
Приказ О создании рабочей группы по подготовке школы к работе по ФГОС СОО
План работы, обеспечивающий сопровождение внедрения ФГОС СОО в 2020-2021 учебном году
План работы, обеспечивающий сопровождение внедрения ФГОС СОО в 2021-2022 учебном году
Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий реализации ФГОС СОО