Воспитание

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вопросы воспитания находились на острие внимания российской школы всегда: в дореволюционный, в советский и в постсоветский периоды. Менялись подходы, ценности и парадигмы, но и раньше, и сейчас для нас совершенно очевидно, что грамотно и профессионально выстроенная воспитательная работа по формированию растущей личности ребенка позитивно влияет на его успешность как в учебной, так и в любой другой деятельности.

Принятый 31.07.2020 Федеральный закон № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся” трактует воспитание как деятельность, направленную на «развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»

Цельность и единство воспитательных усилий создается воспитательной системой школы, которая понимается как комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным:

«…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Основой развития воспитания в Российской Федерации являются базовые национальные ценности российского общества, закрепленные Конституцией Российской Федерации. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях, мы сформулировали общую цель воспитания в общеобразовательной организации.

Цель воспитания:  Личностное развитие обучающихся, проявляющееся: в формировании у воспитанников гуманистического мировоззрения; в развитии сознательного гражданского отношения окружающему миру, семье, городу, стране, природе, людям и к самому себе; в приобретении деятельностного опыта самореализации в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга, России, Мира.  

Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих основных задач, реализуемых в соответствующих модулях воспитательной работы:

1. Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе.

2. Реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы.

3. Вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности.

4. Использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися, современных образовательных технологий.

5. Инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ.

6. Поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций.

7. Организовывать в школе волонтерскую деятельность и привлекать к ней школьников для освоения ими новых видов социально значимой деятельности.

8. Организовывать для школьников экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный потенциал.

9. Организовывать профориентационную работу со школьниками.

10. Организовать работу школьных электронных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал.

11. Организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

12. Организовать работу с учащимися, их родителями или законными представителями, направленную на решение вопросов профилактики безнадзорности и правонарушений.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики асоциального поведения обучающихся.

Основные принципы воспитания, принятые всем школьным сообществом и отражающие её идеологию, уровень развития и требования к личности выпускника.

1. Принцип сотрудничества – это один из основополагающих принципов нашей воспитательной системы, предполагающий совместный труд и совместное делание всеми участниками образовательных отношений. Так сложилось, что ни одно мероприятие или сколько-нибудь значимое событие в школе не задумывается и не реализуется кем-нибудь одним самостоятельно. Традиционно, в начале любой деятельности происходит обмен мнениями со всеми заинтересованными участниками, включаются как родители, дети и педагоги, так и представители социальных партнеров, число которых растет с каждым годом. Это сотрудники высших учебных заведений, руководители предприятий и общественных организаций. Зачастую, в этих ролях выступают родители наших учащихся, как люди, наиболее заинтересованные в их образовательных результатах.

2. Принцип единства воспитательных воздействий предполагает согласование и единство педагогических требований всех субъектов системы: педагогов, родителей, социальных партнеров.

3. Принцип демократизации предполагает демократический стиль отношений между всеми участниками образовательных отношений, неформальный характер отношений между администрацией, педагогами и детьми. Этот принцип мы также считаем одним из наиболее важных.

4. Принцип социальной направленности (волонтерство) реализует деятельность на благо людей.Давно так сложилось, что мы не участвуем ни в каких формальных мероприятиях, которые иногда называют «для галочки». Дети очень чутко чувствуют фальшь и точно не должны участвовать в чем-либо формально, это рушит их веру в вечные человеческие ценности.

5. Принцип педагогики успеха – принцип успешности деятельности предполагает ориентацию на достижения обучающихся как условия формирования их адекватной самооценки, ответственности, уверенности в себе. Мы точно знаем, что ориентация на положительные результаты и достижения мотивирует детей значительно эффективнее, чем выговоры, наказания и обсуждение недоработок.

6. Принцип педагогического оптимизма предусматривает высокие ожидания от учеников, четкие образовательные задачи и веру в воспитанников, формирует школьный патриотизм.

7. Профессионализм педагогов проявляется в способности откликаться на современные вызовы и решать текущие образовательные задачи на высоком уровне мастерства. Мы точно понимаем, что школа не может быть лучше педагогов, которые в ней работают. Поэтому мы уделяем особенное внимание уровню профессионализма педагогов в целом и воспитателей в особенности. Только наилучшие педагоги могут быть воспитателями, классными руководителями.

8. Приоритет здорового образа жизни всех (детей, педагогов, родителей) предполагает реализацию основной ценности – «здоровье человека» в практике жизни и разработку воспитательных практик, направленных на формирование здорового образа жизни всех (детей, педагогов, родителей).

9. Принцип открытости (эффективная обратная связь) позволяет сделать информацию и в целом жизнедеятельность школы доступной для всех. Трудно сегодня переоценить эффективную обратную связь, именно она позволяет нарабатывать ответственность, дисциплину, мужество в признании своих ошибок всем участникам образовательных отношений.

10. Воспитательная среда школы является мотивирующей и культуросообразной, трансформируемой и безопасной. Этот принцип реализует средовой подход к воспитанию, выдвигает развитие воспитательной среды школы как приоритетной задачи, изменяет уклад жизни школы, ибо воспитание пронизывает все. Этот принцип реализуется через огромное количество мероприятий, проходящих в школе.

11. Принцип вариативности основан на признании свободы выбора человека, учете образовательных потребностей, способностей и возможностей воспитанника. Реализация этого принципа позволяет построить ИОМ – индивидуальный образовательный маршрут ученика как целостность урочной и внеурочной деятельности, а также всех других видов деятельности в системе дополнительного образования. Этот принцип пронизывает всю организацию образовательного процесса и наиболее ярко проявляется при смене образовательных ступеней.

12. Принцип всеобщей вовлеченности в образовательный процесс школы направлен на развитие активной жизненной позиции всех субъектов образования. Общие события, праздники, широкое информирование позволяют преодолевать равнодушие и безразличие и создавать условия, направленные на созидательную инициативу совершенствования самого себя и мира вокруг.

Системный подход к воспитанию дает возможность связать разрозненные компоненты воспитательной работы в стройную, цельную систему воспитания школы и выстроить связи с другими воспитательными системами-партнерами.

            Наиболее подробно, содержание, формы и методы воспитательной работы, а также план мероприятий, представлены в Программе воспитания 2021-2025 гг., представленной на сайте школы https://clck.ru/XasMn

Сегодня нет похожих друг на друга школ, несмотря на то что все мы выполняем одну общую задачу по обучению и воспитанию подрастающего поколения нашей страны. Но каждая семья: родители и дети – могут выбрать школу по сердцу. На наш взгляд, главным критерием успешности школы является ответ на вопрос: ты хочешь пойти в эту школу? И мы делаем все, чтобы ответ на этот вопрос для каждого нашего ученика и сотрудника был утвердительным.