Школьная библиотека

Педагог-библиотекарь

Пивнева Наталья Николаевна


МОЙ ДОМ ТАМ, ГДЕ БИБЛИОТЕКА

группа ВК «Библиотека школы №319»


Режим работы библиотеки

Понедельник-пятница:  9:00  – 15:00   —  работа с читателями;   15:00  – 17:00  — работа с фондом
Выходные дни:  Суббота и воскресенье      Последняя ПЯТНИЦА месяца – санитарный день!

Правила пользования библиотекой

  • Школьной библиотекой пользуются учащиеся с 1-11 класс, а также сотрудники школы.
  • Читатель получает не более 5 книг на руки (домой) сроком на 2 недели.
  • Учебники по предметам выдаются на весь учебный год.
  • В конце учебного года читатель обязан сдать в библиотеку всю учебную и художественную литературу, выданную ему в течение года!
  • В библиотеке соблюдают порядок, тишину, не мешают читать и работать другим  читателям.

    Читатель обязан:

  • аккуратно и бережно обращаться с книгами, учебниками, не перегибать при чтении,  не  делать на страницах никаких записей;
  • при получении книги в библиотеке удостовериться в ее целостности, о дефектах книги  сразу же сообщить библиотекарю;
  • при выбытии из школы учащиеся обязаны сдать в библиотеку всю учебную и  художественную литературу;
  • возвращать книги не позднее установленного срока, срок может быть продлен только в  том случае, если на эту книгу нет спроса со стороны других читателей;
  • в случае утери или порчи книги (учебника), читатель обязан вернуть в библиотеку  точно такую же книгу (учебник) или заменить другой при согласовании с   библиотекарем;
    Если читатель не выполняет требований о возврате художественной литературы, за читателей, не вернувших книгу в библиотеку, материальную ответственность несут  их  родители!


Наши фонды

Фонд нашей библиотеки состоит из учебной, художественной литературы и периодических изданий. В фондах школы большое  количество разнообразных словарей, энциклопедий по вопросам культуры, искусства, науки. Имеется медиатека.

Библиотечный фонд (всего единиц) — 32165

  • в том числе учебники и учебные пособия — 29699
  • в том числе художественная и справочная литература — 2466

Исторический фонд нашей библиотеки богат книгами-раритетами первой послевоенной пятилетки, к таким относятся экземпляры 1947-1948 гг. Также особое место в нем занимает раздел, посвященный блокаде Ленинграда.

Фонд художественной литературы представлен трудами не только отечественных авторов, но и классиков зарубежной литературы.

Есть в фонде и необычные книги, такие как миниатюра «100 сокровищ человечества» — её размер составляет всего 60х84 мм, а весь книжный блок имеет позолоченное покрытие.

И книга «Пираты» с картами сокровищ и много-много других интересных книг.

Электронные библиотеки и информационные ресурсы:

Уважаемые читатели школьной библиотеки! Наша библиотека подключена к порталу Национальной электронной Библиотеки (НЭБ). Наша школа №319 является коллективным пользователем электронной библиотеки ЛитРес!

Пройдя по ссылке, можно ввести личные данные и стать читателем бесплатной базы данных электронной библиотеки «ЛитРес»!

Национальная электронная библиотека (НЭБ) — Федеральная государственная информационная система, обеспечивающая создание единого российского электронного пространства знаний. Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровней, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей. Оператором НЭБ является Российская государственная библиотека.

Сегодня НЭБ — это:

  • объединенный электронный каталог фондов российских библиотек;
  • ежедневно пополняемый фонд оцифрованных изданий;
  • централизованный удаленный доступ через единый портал к фонду НЭБ, единые технологии поиска и единый набор сервисов для читателей всех категорий;
  • интеграция с социальными сетями;
  • мобильные приложения для доступа из любой точки и с любого устройства;
  • личный кабинет и единый электронный читательский билет, открывающий доступ ко всем фондам российских библиотек;
  • широкий набор сервисов для библиотек и правообладателей.

На главной странице есть список разделов по отраслям наук; кроме того, можно воспользоваться расширенным поиском и найти книгу по автору или по заглавию.

Возможности для читателя НЭБ широки. Уже сегодня пользователи НЭБ могут:

  • найти интересующее печатное издание в ближайшей библиотеке;
  • найти электронную копию издания в НЭБ для удаленной работы из читального зала ближайшей библиотеки или из дома;
  • просматривать на законных основаниях оцифрованные издания, охраняемые авторским правом из читального зала ближайшей библиотеки, подключенной к НЭБ.

Теперь и в нашей школе есть доступ к ресурсам НЭБ, который обеспечивается с  компьютеров для пользователей, расположенных в читальном зале школьной библиотеки.


Цифровые ресурсы, словари и полезные ссылки

Школьная документация

План работы библиотеки школы №319 на 2020/2021 учебный год

Положение о библиотеке

Положение о порядке предоставления в пользование учащимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджета Санкт-Петербурга в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебников и учебных пособий, а также учебно-методических материалов средств обучения и воспитания

Положение о работе  с изданиями, включенными в «Федеральный список экстремистских материалов»

Федеральный перечень учебников (ФПУ 2020-21)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».(Зарегистрирован 14.09.2020 № 59808)

Другие документы

  • Список «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению Министерством образования и науки РФ. Создание данного перечня было инициировано президентом России Владимиром Путиным, который в 2012 году в программной статье «Россия: национальный вопрос» выступил с предложением «провести опрос наших культурных авторитетов и сформировать список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы».
    В составлении списка приняли участие представители Российской академии наук, Российской академии образования, Министерства культуры РФ, Министерства регионального развития РФ, общественных и религиозных организаций, учителя, ведущие библиографы детской литературы, специалисты по педагогике и психологии чтения, детские и школьные библиотекари, а также представители СМИ, региональных органов управления образованием субъектов Российской Федерации и институтов повышения квалификации.
  • Закон Санкт-Петербурга от 06.12.2010 N 606-145 «О библиотечном деле в Санкт-Петербурге» https://peterburg-pravo.ru/zakon/2010-12-06-n-606-145/
  • Министерство просвещения Российской Федерации, Приказ от 22 ноября 2019 г. № 632 О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minprosvescheniya-Rossii-ot-22.11.2019-N-632/
  • Министерство просвещения Российской Федерации, Приказ от 8 мая 2019 г. № 233  О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minprosvescheniya-Rossii-ot-08.05.2019-N-233/
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2016 г. № 870 “Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71358914
  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    ПИСЬМО от 29 апреля 2014 г. N 08-548 О ФЕДЕРАЛЬНОМ ПЕРЕЧНЕ УЧЕБНИКОВ
    https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-29.04.2014-N-08-548/
  • Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019) https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-29122010-n-436-fz-o/
  • Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О библиотечном деле» https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-29121994-n-78-fz-o/
  • Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О противодействии экстремистской деятельности»
    https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-25072002-n-114-fz-o/
  • Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)
    https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-29122010-n-436-fz-o/
  • Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-08082013-n-678/

Беседы с библиотекарем

О чтении    

Советница, воспитательница, верный друг, интересный попутчик.… Все эти, и ещё множество других эпитетов можно сказать о книге.

Чтение в жизни школьника. Эта тема тесно связана с главной заботой об образовании детей.

Мировой опыт показывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению – кладези знаний, идей, мудрости и опыта. Чтение школьнику помогает на пути к  достижениям в той или иной области знаний, в участии детей в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных турнирах и иных видах деятельности как в рамках школьной программы, так и вне её. Все они требуют эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности.

Особое значение чтения заключается в развитии воображения – основы творчества. Книга рождает и развивает воображение. Без воображения нет предвидения, нет прогресса.

Мы предлагаем вам выбрать продолжение фразы «Чтение сегодня – это…»:

  • «написание доклада, реферата»,
  • «программная обязаловка»,
  • «выполнение домашнего задания»
  • «…….» (ваше предложение)

Очевидно, что в последнее время обозначился кризис детского чтения. Он проявляется не только в малой начитанности школьников, в уменьшении количества читающих детей. Проблема в том, что уже в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях.

Факты:
  • человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% — посредством чтения;
  • объем информации, начиная с 90-х годов, ежегодно удваивается;
  • к 2013 году он возрос в 4 раза, к 2040 году увеличится в 32 раза.
5 «за» за чтение:
  • чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми;
  • обогащает словарный запас, развивает память и воображение;
  • ребенок учится, сопереживает, развивается эмоционально;
  • книга способствует развитию интеллекта;
  • успешность ребенка в учебе и в дальнейшей жизни находится в прямой зависимости от его начитанности.

Книга не только формирует воображение ребёнка. В зависимости от типа литературы, которую ребёнок предпочитает, у него развиваются определённые черты характера. Давайте посмотрим, какие черты характера развивают литературные жанры:

Приключения. Дети, увлечённо читающие приключенческие книги, активны, любят риск и не всегда следуют общепринятым нормам и правилам. Между тем, они стойки в своих убеждениях, более стрессоустойчивы по отношению к другим ребятам. Читатели приключений мечтатели, готовые активно изменять окружающий их мир. У них много друзей, так как с такими ребятами не только интересно, но ещё и надёжно.

Детективы. Те, кто увлекается детективным жанром, развивает свою наблюдательность и мышление. Дети – «детективы» аккуратны, хорошие исполнители, у них тонко развита интуиция. Такие ребята кажутся немного замкнутыми и пассивными, в компаниях они предпочитают роль наблюдателей.

Романы. Романы о любви не рекомендуется читать девочкам до 16 – 18-ти лет. На основе таких книг у юных читательниц формируется образ идеального партнёра, который в жизни оказывается недостижим. Между тем, именно чтение романов оттачивает женственность девочки, развивает эмпатию.

Фантастика. Чтение фантастических книг развивает воображение, раздвигает границы возможного, рушит стереотипность мышления. Те, кто увлекается такими книгами, обладает богатой фантазией, умеет находить выход из различных, даже нестандартных, ситуаций. У читателей – «фантастов» хорошее чувство юмора, они умеют добиваться поставленной цели и невозможное делать возможным.

Комиксы. Яркие красочные рисунки привлекают внимание, а короткие диалоги не вызывают усталости, но увлекаться таким жанром не стоит. Во-первых, в комиксах даётся неправильное представление о человеческом теле вообще и девушки в частности. Во-вторых, краткие, подчас примитивные диалоги не помогают развиваться словарному запасу вашего ребёнка и не способствуют формированию кругозора. И в–третьих, решение проблем в комиксах часто происходит не через поиск компромисса, а через грубую физическую силу. Комиксы лучше читать во время отдыха, после тяжёлой физической и психологической нагрузок, так как яркие картинки и медленное перелистывание страниц является хорошим способом релаксации.

Чем могут помочь родители в формировании у ребёнка любви к книге?

Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием.

Сам процесс чтения может сопровождаться беседой: все ли понятно ребенку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли эти предположения.

Специалисты по семейному чтению предупреждают: не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера, заставлять ребенка пересказывать. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым.